Методы профориентационной работы. Открытые уроки педагогов
Презентация к уроку-турниру "Наречие" - составитель Никонорова Анна Ивановна
Выделяют следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.
Информационно-справочные, просветительские методы:
· профессиограммы (краткие описания профессий);
· справочная литература;
· профессиональная реклама и агитация;
· экскурсии школьников на предприятия, учебные заведения, встречи со специалистами различных профессий;
· познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
· профориентационные уроки как система занят;
· конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности;
Методы профессиональной психодиагностики:
· беседы-интервью закрытого типа(по строго обозначенным вопросам);
· открытые беседы-интервью;
· опросники профессиональной мотивации;
· опросники профессиональных способностей;
· «личностные» опросники;
· методы наблюдения;
· психофизиологические обследования;
· «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;
· использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности.
Цель метода: самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии ( или группы профессий); оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обуславливающих профессиональный выбор.
Тренинговые (активные) методы:
· группы общения;
· различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей и т. п. );
· публичные выступления;
· профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.
Цель метода: прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения, развитие коммуникативных навыков
Консультационные методы:
· построение «цепочки» основных ходов ( последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
· построение системы различных вариантов ( в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;
· использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.
Цель: содействие профессиональному выбору, основанное на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировозрения.
Карта индивидуального развития
Схема построения личной перспективы