Методы профориентационной работы. Открытые уроки педагогов



Технологическая карта урока-турнира "Наречие" - составитель учитель русского языка и литературы Никонорова  Анна Ивановна

Презентация к уроку-турниру "Наречие" - составитель Никонорова Анна Ивановна

 

Выделяют следующие группы методов профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

Информационно-справочные, просветительские методы:

·       профессиограммы (краткие описания профессий);

·       справочная литература;

·       профессиональная реклама и агитация;

·     экскурсии школьников на предприятия, учебные заведения, встречи со специалистами различных профессий;

·      познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

·      профориентационные уроки как система занят;

·       конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности;

 

Методы профессиональной психодиагностики: 

·    беседы-интервью  закрытого  типа(по строго обозначенным вопросам);

·       открытые беседы-интервью;

·       опросники профессиональной мотивации;

·       опросники  профессиональных способностей;

·       «личностные» опросники;

·       методы наблюдения;

·       психофизиологические обследования;

·       «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе;

·       использование различных игровых  и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной  деятельности.

Цель метода: самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии ( или группы профессий); оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обуславливающих профессиональный выбор.

Тренинговые (активные) методы:

·       группы общения;

·       различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановка целей и т. п. );

·       публичные выступления;

·       профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.

Цель метода: прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения, развитие коммуникативных навыков

Консультационные методы:

·       построение «цепочки» основных ходов ( последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

·       построение системы различных вариантов ( в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив;

·       использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.

Цель: содействие профессиональному выбору, основанное на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировозрения.

 

 Работа с родителями

Карта индивидуального развития

Семь шагов к принятию решения

Схема построения личной перспективы

Анкета для старшеклассников

Анкета для родителей